Светлана Валуева — художница, которая с раннего детства непрерывно рисует, используя искусство как средство самовыражения. Её первые работы, созданные во время учёбы в Московском государственном художественно-промышленном институте имени Сурикова, получили признание публики. В начале 90-х годов её персональная выставка в Центральном доме художника стала настоящим прорывом. Этот успех открыл ей двери к сотрудничеству с международными галереями и издательствами.
Вдохновлённая работами Густава Климта и Альфонса Мухи, Валуева неустанно трудилась над совершенствованием своего мастерства и поиском уникального стиля. Она отказалась от плоскостных фонов и достигла идеальной реалистичности в своих произведениях, сочетая их с абсолютно фантастическими сюжетами.
Сегодня Светлана Валуева — признанный мастер своего дела, чьи работы украшают стены музеев и домов ценителей искусства по всему миру.
В этом интервью мы подробно поговорим о том, как она пришла к решению стать профессиональным художником, какие техники и жанры ей наиболее близки, а также о том, как её стиль и манера работы изменились за последние годы.
— Светлана, расскажите, как вы пришли к решению стать профессиональным художником и какие шаги предприняли, чтобы достичь своего уровня?
— Я, наверное, была «обречена» на любовь к искусству, ведь мой отец был художником, и с самого детства меня окружали картины, краски и холсты. Я начала рисовать с полутора лет, и отец часто шутил, что я родилась с карандашом в руке.
Чтобы стать профессионалом, нужно много учиться, как и в любом деле. Поэтому сначала я посещала детскую изостудию, затем МСХШ им. Томского, а после — институт им. Сурикова. Но настоящий художник никогда не перестаёт учиться.
— Какой жанр и техники вам наиболее близки?
— Из всего многообразия жанров меня больше всего привлекает жанровая картина — это самое сложное, ведь она включает в себя умение изображать пейзажи, предметы, пространство, архитектуру, людей и животных, а также способность выразить идею и раскрыть тему. Из техник я люблю масляную живопись и особенно акварель — здесь я чувствую себя как рыба в воде.
— Вы пишете портреты. В чём залог создания хорошего портрета?
— Залог успеха — искренний интерес к изображаемой персоне и своей работе. Между художником и портретистом должна установиться незримая связь. Даже если человек не рассказывает о себе ничего конкретного, художник должен интуитивно понимать, кто он, чем дышит и как живёт. Ведь задача портретиста — показать суть человека, а не просто внешнее сходство.
— Есть люди, которые не могут воспринимать себя на классическом портрете, висящем на стене. Что вы можете посоветовать таким людям или их родственникам, которые очень хотят иметь подобное полотно?
— Да, таких людей много, потому что за всю свою жизнь человек видит себя только в зеркале и не знает, как его видят другие. Эти два восприятия сильно отличаются. Если вы хотите иметь свой портрет или портрет близкого человека, я всегда даю совет: если вам нужно только внешнее сходство, лучше повесить на стену фотографию. Но если вы хотите увидеть характер, образ, суть и смысл самого себя или близкого, то художественный портрет — это то, что вам нужно.
— Как изменились вкусы ваших клиентов?
— Мир очень изменчив в своём развитии, и вкусы людей не являются исключением. За последние 10–15 лет на первый план вышло так называемое «современное искусство», которое когда-то вызывало либо смех, либо полное непонимание. Сейчас люди проявляют огромный интерес к таким картинам, влюбляются в них и хотят видеть их у себя дома, а реалистическая живопись воспринимается ими уже с трудом.
— Как изменился ваш стиль и манера?
— Любой художник всегда ищет своё творческое лицо, свой неповторимый стиль. У меня он тоже есть — это некое подобие «Модерна» или «Серебряного века», когда есть та самая уникальность, которая ни с кем не спутать. Но время идёт, и ты не можешь не откликаться на всё новое вокруг. Поэтому я захотела, с одной стороны, оставаться сама собой, а с другой — поэкспериментировать с техникой, идеями и соединить несоединимое.
— Чему вы учитесь у новых технологий?
— Само понятие «нового» побуждает к обновлению. Все вокруг что-то исследуют, изобретают, и искусство не является исключением. В какой-то момент ты даёшь себе полную свободу творчества, а когда обладаешь самой серьёзной технической базой, то можешь почти всё — инструментов для этого целый океан. Главное, чтобы не угасал интерес и, конечно, кураж!
— Сможет ли ИИ заменить живопись?
— Эту тему обсуждают довольно часто. Мы думали, что ИИ возьмёт на себя всю тяжёлую механическую работу, а люди будут заниматься только творчеством. А он пришёл и стал рисовать, писать художественные тексты, музыку... Но дело в том, что это просто компьютерная программа, до человеческого интеллекта ему ещё очень далеко, если вообще это будет возможно. Вряд ли неживое сможет передать те тончайшие смысловые и чувственные нюансы, которые передаёт художник в своих творениях, ведь слепое копирование и имитация всегда внутри пусты.
— Ваша любимая работа?
— Одной такой нет, ведь в каждом периоде творчества есть пара-тройка любимых.