Как Ирина Клочкова меняет представление о частных музеях в России

Как Ирина Клочкова меняет представление о частных музеях в России

Интервью

/

В мире частного музейного дела Ирина Клочкова выделяется как новатор, создающий уникальные пространства, которые не только привлекают посетителей, но и меняют представление о музеях как таковых. Каждое её творение — это не просто выставка, а целый мир, наполненный историями и эмоциями, что делает её подход особенно актуальным в современном культурном пространстве.

Ирина Клочкова — владелица уникальных музеев, где гармонично сосуществуют кошки, ангелы и даже мусор. Её проекты отличаются оригинальностью и концептуальным подходом к созданию тематических выставок. В интервью нашему изданию Ирина поделится историей создания своих музеев, расскажет о значении каждого из них и о том, как ей удаётся привлекать внимание к таким необычным темам.

Мы узнаем, какие из её музеев стали наиболее популярными, как она справляется с вызовами, связанными с работой в сфере частного музейного дела.

— Ирина, какое максимальное количество частных музеев у вас было? Сколько сейчас?

— Наши проекты с названием «Музей» относятся к категории частных тематических выставок, хотя в наших подходах есть множество признаков, которые определяют музей как особое явление. В настоящее время у нас восемь действующих проектов, три находятся в стадии разработки, а два — в процессе создания. Также мы проводим масштабную реконструкцию одного из наших первых проектов — Художественного Музея Мусора «МУ-МУ», который находится в Калужской области.

— Музей про туалет? Это реально?

— Конечно. Когда мы разрабатывали проект «Первый российский туалет-бутик» в Калининградской области, предполагалось, что там будет небольшой музей. Однако в дальнейшем планы изменились. Музей туалетов — это, прежде всего, история о развитии цивилизации, об изменениях в представлениях о приличиях, о санитарии как важнейшем аспекте профилактики болезней, о различных видах юмора, а также о здоровье и экологии. В наших проектах есть концепция «физиологического театра» — образовательной программы, которая должна была быть представлена в туалете-бутике.

В ближайшие дни я лечу в командировку в Ташкент, где планирую посетить музей туалетов. В мире существует множество подобных проектов.

— Как вы думаете, какие из ваших музеев самые популярные? По мнению редакции, это музеи про ангелов и котов. Это правда?

— Я не знаю, как уважаемая редакция определяла популярность. Есть разные способы оценить популярность: по посещаемости, её динамике, цитируемости, индексу возврата, индексу «приведённого друга» и так далее. В нашем случае котики и ангелы — это просто самые понятные темы для семейного посещения, которые были растиражированы задолго до нас, но они точно не самые популярные.

Наш зеленоградский «Мурариум», безусловно, лидирует по количеству гостей, но это просто синергетический эффект. Он расположен в очень эффектном здании — старинной водонапорной башне, посещение которой входит в обязательный перечень для большинства туристов, чтобы осмотреть город с высоты. Кстати, мы намерены со временем перевести экспозицию котиков в другое место, так как им уже не хватает места в витринах Башни. Вот тогда и посмотрим, насколько велика популярность самих котиков.

— Какая история музея Ангелов? Наверняка что-то личное.

— Личное и прекрасное! Это посвящение моей маме, Валерии Константиновне, моему ангелу-хранителю и самому большому другу! И вообще всем мамам на Земле! Экспозиция получилась пронзительной и нежной, доброй и немного грустной. Мы, люди, часто делаем то, что огорчает наших Ангелов, а уж наших мам тем более, часто понимаем, что поступаем неправильно и неправы, но не останавливаемся... Именно об этом монолог главной куклы-ангела, которая парит под куполом музея. Мне очень хочется, чтобы «обращение с неба» услышало как можно больше людей, пока не стало слишком поздно.

— Вы выкупаете заброшенные площади и превращаете их в привлекательные туристические места. Участвуют ли в этом процессе губернаторы? Кто оказывал вам значительную поддержку? Ведь старые объекты — это фактически коммуникативные узлы города, если они не находятся на окраине. Восстанавливая их, вы берёте на себя часть работы города. Кроме того, к вашим проектам стекается поток туристов, которые следуют за вами, как за Нильсом.

— Ну, это, конечно, преувеличение про Нильса. Нас, бизнесменов в сфере познавательно-развлекательного туризма, с каждым днём становится всё больше, и это радует. Туристы посещают только те места, которые им интересны, и не ходят за кем-то. 

Мы должны сами привлекать их в свои проекты.

Наши объекты находятся во многих регионах, но особенно хочется отметить внимание, которое уделяли им Анатолий Дмитриевич Артамонов, бывший губернатор Калужской области, и Антон Андреевич Алиханов, экс-губернатор Калининградской области. Эти руководители задавали удивительно конструктивный вектор общения с властью на всех уровнях, даже когда не все наши идеи казались правильными или перспективными.

У нас очень много друзей среди чиновников разного уровня, именно друзей, неравнодушных и активных людей, которые помогают нам во многих аспектах и искренне заботятся о развитии своего города.

— Какие интересные задумки были реализованы, но не принесли успеха?

— Музей Лягушек и Жаб «Муляж» в Астрахани — это полный провал концепции.

— В чём ваш секрет интересного музея?

— Мы стремимся создать пространство, которое будет интересно нам самим и нашим близким. Это должно быть место, за которое нам не стыдно. Мы уважаем посетителей во всём: сервис, навигация, тексты, туалеты, гардероб, скамейки для отдыха и так далее. И мы постоянно добавляем что-то новое и необычное.

— Откуда вы черпаете идеи?

— У меня нет идей, у меня есть целевые тематические проекты. Каждый из них — это целый отдельный мир со своими правилами, ожиданиями, исследованиями и многочисленными итерациями. В наших проектах всегда есть место творчеству и эксперименту, технологии и жёстким скриптам, а также обязательно — юмору и самоиронии.

Интервью

Секреты нумерологии: путешествие Антонины Александровой в мир чисел

Секреты нумерологии: путешествие Антонины Александровой в мир чисел

Как справиться с внутренними страхами: секреты регрессионной терапии от Яны Астаховой

Как справиться с внутренними страхами: секреты регрессионной терапии от Яны Астаховой

Свобода творчества: взгляд Марии Акоповой на современное искусство

Свобода творчества: взгляд Марии Акоповой на современное искусство

Общество

Эксперт Вадим Михайлов: Контент в ТГ станет достовернее с регистрацией каналов в РКН

Эксперт Вадим Михайлов: Контент в ТГ станет достовернее с регистрацией каналов в РКН

Как перестать быть жертвой своей судьбы: советы регрессолога Яны Астаховой

Как перестать быть жертвой своей судьбы: советы регрессолога Яны Астаховой

Искусство балета: Дарина Мосеева о своем вдохновении и мечтах

Искусство балета: Дарина Мосеева о своем вдохновении и мечтах

В России

Ирина Филатова: Законопроект о спецсчетах для иноагентов защитит наше государство

Ирина Филатова: Законопроект о спецсчетах для иноагентов защитит наше государство

Известный брянский предприниматель Юрий Белевцов: «Мы входили в десятку лучших предприятий Европы, а может быть, и мира»

Известный брянский предприниматель Юрий Белевцов: «Мы входили в десятку лучших предприятий Европы, а может быть, и мира»

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов призвал глав прокуратур G20 активнее пресекать DeFi-преступления

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов призвал глав прокуратур G20 активнее пресекать DeFi-преступления

Последние
новости

Эксперт Вадим Михайлов: Контент в ТГ станет достовернее с регистрацией каналов в РКН

Ирина Филатова: Законопроект о спецсчетах для иноагентов защитит наше государство

Как перестать быть жертвой своей судьбы: советы регрессолога Яны Астаховой

Выбор
редакции

Новости — это важно!

Ксения Кацман

Главный редактор и учредитель
объединенных медиа «Рустрибуна»